Готов к маркировке
Национальная система маркировки Честный ЗНАК
Основная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции
Зачем нужна система Честный ЗНАК?
Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьёзная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечёт финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить её перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно. Но проект Честный ЗНАК предусматривает все детали, чтобы уменьшить количество производимого контрафакта и привлечь распространителей такой продукции к ответственности. Честный ЗНАК — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Маркироваться будет одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски и молочную продукцию. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Принципы системы
Главный принцип системы Честный ЗНАК прочитывается в самом названии. Это, прежде всего, честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Система Честный ЗНАК ориентирована на разные группы товаров, где согласно анализу, встречается наибольшее число контрафакта. Проект маркировки затрагивает всех участников процесса, от владельцев производства, импортёров, дистрибьюторов, реализаторов до потребителей. Маркированная продукция – признак качества, свидетельство того, что конкретный товар принадлежит конкретному производителю и качество продукции соответствует заявленному.
Преимущества системы Честный ЗНАК:
- Объединение двух компонентов – цифрового решения маркировки и инструмента общественного контроля.
- Внедрение современных технологий в процесс продаж: появление онлайн-касс, которые синхронизируют данные системы маркировки и единого каталога.
- Действие в интересах потребителя. Покупка контрафактного или некачественного товара может не только повлечь убытки, но и принести вред здоровью Система с высокими уровнями защиты разработана для того, чтобы любой человек был уверен в качестве покупаемой продукции.
- Лёгкое и быстрое использование. Специальное приложение Честный ЗНАК позволит получить всю интересующую информацию о товаре в кратчайшие сроки. Любой покупатель может отсканировать код Data Matrix на упаковке товара, и результаты будут доступны моментально.
- Надёжность. Благодаря криптографическим технологиям код Data Matrix крайне сложно подделать, а информация о контрафакте будет навсегда храниться в системе.
Удобство для потребителя
Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК.
Поддержка маркировки "Честный знак" продуктами 1С
Типовые решения 1С поддерживают операции по взаимодействию с информационной системой маркировки, включая онлайн-обмен и подключение различного оборудования. Функция поддерживается в следующих программах:
- 1С:Розница, начиная с релиза 2.2.3.6
- 1С:Комплексная автоматизация, начиная с релиза 2.0.3.143
- 1С:Управление торговлей, начиная с релиза 11.2.3.143
- 1С:Управление небольшой фирмой, начиная с релиза 1.6.6.35
- 1С:ERP Управление предприятием, начиная с релиза 2.1.3.143
- 1С:Бухгалтерия 8, , начиная с релиза 3.0.78
Правила маркировки шин
Маркировка (нанесение марки с использованием кода идентификации Data Matrix) введена, чтобы защитить потребителя от нелегальной продукции. В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ запущена государственная информационная система мониторинга оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС МТ). В ГИС МТ все участники оборота маркированных товаров должны представлять информацию об операциях с товарами, подлежащими обязательной маркировке. Оператором ГИС МТ назначено ООО "Оператор-ЦРПТ" (распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р). Товары, подлежащие обязательной маркировке, – это товары, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р . Обязательная маркировка шин вводится с 1 ноября 2020 года постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 (далее – Правила). Этим постановлением определены правила маркировки товаров.
Кто, когда и какие шины должен маркировать?
Маркировке подлежат следующие товары (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958):
- шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей (код ОКПД2 22.11.11, коды ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9)
- шины пневматические для мотоциклов (код ОКПД2 22.11.12.110, код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 40 000 0)
- шины и покрышки пневматические для автобусов и грузовых автомобилей (код ОКПД2 22.11.13.110, коды ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 80 000 0)
- шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин (код ОКПД2 22.11.14, код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 70 000 0)
- шины резиновые сплошные или полупневматические и прочие (код ОКПД2 22.11.15.120, код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 90 000 0)
Под маркировкой понимается нанесение кода маркировки на шины, на товарную этикетку или внедрение кода в шины. Чтобы промаркировать товар, его следует предварительно зарегистрировать в ГИС МТ, затем заказать коды и нанести их.
Шины обязаны маркировать следующие лица:
- производители шин в РФ – до их отгрузки с территории, на которой они произведены
- импортеры – ввезенные в РФ товары до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, а приобретенные на территории ЕАЭС товары, – до пересечения границы РФ;
- комиссионеры – немаркированные шины, принятые на реализацию от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, до предложения их к реализации;
- любой участник оборота товаров (производители, импортеры, продавцы, оптовые и розничные) – ранее маркированные шины, если утрачен или поврежден код. Например, розничные продавцы должны маркировать шины, если покупатель возвращает их без кода.
Обязательная маркировка шин будет вводиться в несколько этапов. С 1 ноября 2020 года в систему мониторинга обязаны вносить сведения:
- производители и импортеры – о маркировке, вводе в оборот, обороте и о выводе из оборота шин
- оптовые продавцы, приобретающие маркированные шины у производителей и импортеров, – о приобретении и выводе маркированных шин из оборота
- розничные продавцы маркированных шин – о выводе маркированных шин из оборота
С 1 марта 2021 года оптовые и розничные продавцы вносят в ГИС МТ сведения обо всех действиях по обороту шин. Оборот и вывод из оборота немаркированных шин возможен до 15 декабря 2020 года. Для участников оборота это означает следующее.
Производители с 1 ноября 2020 года обязаны реализовывать только маркированные шины. Импортеры с 1 ноября 2020 года обязаны реализовывать только маркированные шины. Если товары приобретены до 1 ноября 2020 года, но ввезены после этой даты, они должны быть промаркированы до 15 декабря 2020 года. Крупнооптовые продавцы, которые закупают товары непосредственно у производителей и импортеров, смогут приобрести немаркированные шины только до 1 ноября 2020 года. Продавать немаркированные шины им можно до 15 декабря 2020 года. Если на 15 декабря 2020 года у них есть нереализованные товары (остатки), введенные в оборот до 1 ноября 2020 года, они должны быть промаркированы до 1 марта 2021 года.
Мелкооптовые и розничные продавцы могут приобретать у крупных оптовиков (не у производителей и импортеров) немаркированные шины до 15 декабря 2020 года. Продавать немаркированные шины им можно до 15 декабря 2020 года. Если на 15 декабря 2020 года у них есть нереализованные товары (остатки), введенные в оборот до 1 ноября 2020 года, они должны быть промаркированы до 1 марта 2021 года. Начать маркировку товаров можно было с 10 января 2020 года. Обратите внимание, что для шин предусмотрена маркировка товарных остатков, которая осуществляется в упрощенном порядке. Участникам оборота следует промаркировать товарные остатки в установленные сроки.
Сколько стоит маркировка шин?
Коды на шины стоят 50 коп. без НДС (см. постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577). Оплатить коды следует до регистрации в ГИС МТ сведений о преобразовании полученного кода маркировки в средство идентификации (машиночитаемый штриховой код) для нанесения на товар (п. 39 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958).
Какие шины не маркируются?
Отметим, что обязательная маркировка распространяется не на все шины, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 (коды ОКВЭД 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120 и коды ТК ВЭД 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0).
Под исключение попадают следующие товары (п. 3 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 и п. 3 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515):
- образцы продукции, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства РФ, актов ЕАЭС, а также нормативно-правовых актов государств – членов ЕАЭС в области стандартизации
- продукция, ввозимая в РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов, не предназначенная для реализации (продажи)
- продукция, находящаяся на временном хранении либо помещенная под процедуру таможенного склада
- товары, помещенные под процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по ЕАЭС, от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия или внутреннего таможенного органа
- продукция, являющаяся иностранной безвозмездной (гуманитарной) помощью
- товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли
- продукция при хранении ее производителем
- шины при транспортировке производителем по территории РФ до их ввода в оборот
- продукция, изъятая, арестованная, конфискованная или обращенная в доход РФ иным способом, а также та, на которую обращено взыскание (по налоговому и таможенному законодательству), при их приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже)
- продукция, подлежащая уничтожению, при хранении и транспортировке
- товары, ввозимые в РФ физическими лицами и приобретенные ими для личного пользования
- товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании
- товары, возвращенные розничным покупателем, при их хранении и транспортировке при условии, что есть документ, подтверждающий их возврат
- шины, принятые комиссионером на реализацию от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при их хранении и до предложения их к реализации
- товары, ввезенные в ЕАЭС на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, а также в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов (при хранении, транспортировке, реализации и использовании товаров)
- товары, помещаемые под таможенные процедуры для вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС
- товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке
Когда и какие сведения передавать в систему маркировки?
Наряду с маркировкой шин участники оборота обязаны передавать в ГИС МТ информацию о вводе в оборот, выводе из оборота и обороте товаров. Этапы введения этой обязанности для участников различны. Производители с 1 ноября 2020 года передают в ГИС МТ данные:
- о вводе в оборот маркированных шин (с 1 ноября производители реализуют только маркированные шины)
- об обороте и выводе из оборота маркированных шин.
- Импортеры передают в ГИС МТ данные:
- с 1 ноября 2020 года – о вводе в оборот маркированных шин (с 1 ноября 2020 года импортеры реализуют только маркированные шины)
- с 1 ноября 2020 года – об обороте и выводе из оборота маркированных шин
- до 15 декабря 2020 года – о маркировке шин (товарных остатков), которые приобретены до 1 ноября 2020 года, но ввезены в РФ после этой даты
Крупнооптовые продавцы передают в ГИС МТ данные:
- с 1 ноября 2020 года – о приобретении маркированных шин у производителей и импортеров и о выводе из оборота таких шин. Продавать немаркированные шины могут до 15 декабря 2020 года
- с 15 декабря 2020 года – о приобретении и продаже остальных маркированных шин, купленных не у производителей и не у импортеров
- с 1 марта 2021 года – остальные действия по обороту шин, включая ввод шин в оборот. Напомним, что под вводом в оборот для продавцов понимается реализация товаров, которые изначально приобретались для других целей, например, для собственных нужд организации (соответственно, были выведены из оборота)
- до 1 марта 2021 года – о маркировке нереализованных товаров (остатков), которые введены в оборот до 1 ноября 2020 года (если они не реализованы на 15 декабря 2020 года)
Мелкооптовые продавцы передают в ГИС МТ данные:
- с 1 ноября 2020 года – о выводе из оборота маркированных шин при продаже в розницу. Продавать немаркированные шины могут до 15 декабря 2020 года
- с 15 декабря 2020 года – о приобретении (у крупнооптовых организаций) и продаже маркированных шин как оптом, так и в розницу. До 15 декабря 2020 года разрешена закупка и продажа немаркированных шин
- с 1 марта 2021 года – по остальным действиям по обороту шин, включая ввод шин в оборот. Напомним, что под вводом в оборот для продавцов понимается реализация товаров, которые изначально приобретались для других целей, например, для собственных нужд организации (соответственно, были выведены из оборота)
- до 1 марта 2021 года – о маркировке нереализованных товаров (остатков), которые введены в оборот до 1 ноября 2020 года (если они не реализованы на 15 декабря 2020 года)
Розничные продавцы передают в ГИС МТ данные:
- с 1 ноября 2020 года – о выводе из оборота маркированных шин при продаже в розницу. Продавать немаркированные шины могут до 15 декабря 2020 года
- с 15 декабря 2020 года – о приобретении (у оптовых организаций) и продаже маркированных шин в розницу. До 15 декабря 2020 года разрешена закупка и продажа немаркированных шин
- с 1 марта 2021 года – по остальным действиям по обороту шин, включая ввод шин в оборот. Напомним, что под вводом в оборот для продавцов понимается реализация товаров, которые изначально приобретались для других целей, например, для собственных нужд организации (соответственно, были выведены из оборота)
- до 1 марта 2021 года – о маркировке нереализованных товаров (остатков), которые введены в оборот до 1 ноября 2020 года (если они не реализованы на 15 декабря 2020 года)
Под вводом шин в оборот понимается:
- первичная возмездная или безвозмездная передача товаров от производителя новому собственнику или иному лицу для последующей продажи
- выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта ввозимых товаров (кроме товаров, ввозимых из стран – членов ЕАЭС)
- ввоз товаров в РФ из стран ЕЭАС организацией или предпринимателем
- реализация (продажа) комиссионером товаров, полученных от физических лиц (не ИП) в рамкам посреднического договора
- возмездная или безвозмездная передача организациями (ИП) товаров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных с реализацией (продажей)
- возмездная или безвозмездная передача организациями (ИП) новому собственнику товаров, приобретенных в качестве арестованной, конфискованной продукции, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства
Под выводом из оборота шин понимается:
- реализация товаров физическому лицу для личного потребления, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация
- возврат комиссионером нереализованных товаров физическим лицам
- продажа товаров организациям (ИП) для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией (продажей)
- принятие организацией (ИП) решения об использовании продукции для собственных нужд
- изъятие (конфискация)
- утилизация
- уничтожение
- безвозвратная утрата
- реализация (продажа) продукции по образцам или дистанционным способом при отгрузке со склада хранения для доставки потребителю
Под оборотом шин подразумевается:
- ввоз в РФ
- хранение
- транспортировка
- получение и передача товаров в РФ (в том числе приобретение и реализация)
В соответствии с Правилами порядок передачи информации (данных) в ГИС МТ зависит:
- от операции, которая производится с продукцией
- от того, какое лицо эту операцию производит